В этому году вступают в силу ряд законов, касающихся не только охраны труда на предприятии, но и контроля со стороны государственных органов. Давайте разберемся, как изменились правила проведения проверок госинспекцией по труду, и что ждать работодателям.
Итак, с 1 июля 2021 года начнет действовать Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Законодательный акт задает новый вектор в области проведения проверок на предприятиях, который будет направлен на профилактику и предупреждение нарушений. Что это значит?
Изменения требований затронет почти все надзорные органы, в том числе государственную инспекцию по труду (ГИТ), пожарную инспекцию, Роспотребнадзор и Ростехнадзор.
Первое новшество коснется срока проведения документарной и выездной проверок, они станут короче. Начиная с середины 2021 года, процедура не может превышать 10 рабочих дней. Напомним, на сегодняшний день установлен максимум – это 20 рабочих дней.
Появятся новые формы контролирующих мероприятий. Так, с 1 июля запланированные проверки могут быть заменены на инспекционный визит, который включит осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов. Срок проведения мероприятия - не более 1 рабочего дня. При этом такая форма проверки не подразумевает заблаговременного уведомления работодателя: визит может быть внезапным!
Контролирующие органы может осуществить мониторинговую закупку товара или заказать работ/услуг для осуществления экспертизы, испытания или проверки соответствия требованиям по безопасности и качеству.
Проведение процедуры проверки будет обязательно отражаться в онлайн-формате. Все действия инспекторов зафиксируются в специальных информационных ресурсах. Это позволит отследить правомерность проводимых мероприятий, а также получить быстрый доступ ко всем необходимым документам и сведениям. Система включит в себя несколько видов реестров (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).
Риск-ориентированный подход в проведении надзорных мероприятий предполагает их выбор (содержание, объем, интенсивность и другие параметры) в зависимости от оценки рисков конкретного предприятия и возможного причинения вреда охраняемым законодательством ценностям. Чем выше риск, тем тщательнее будет проверка.
Также намечена тенденция к общему сокращению количества проверок. Новый закон вводит в действие механизмы, которые помогут это реализовать. Так, согласно п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ, предприятие может быть освобождено от проведения плановых проверок, если заключить договор страхования рисков причинения вреда.
Одним из способов снижения частоты полноценных проверок станет мониторинг сведений при условии имеющегося соглашения между контролируемым лицом и органом надзора. Это подразумевает наличие автоматической фото- и видеосъемки на объекте компании с отправкой собранных материалов в инспекцию. При этом лицо, находящееся под этим видом контроля, по ст. 96 Закона № 248 освобождается от плановых проверок.
Продление моратория на проверки по постановлению Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 в этом году затронуло только малые предприятия. Но даже здесь есть нюансы: если компания относится к категории высокого риска, то трудовая инспекция все равно посетит СМП. То есть, плановые проверки ожидают малые, средние и крупные предприятия, а также некоммерческие организации с численностью штата до 200 человек, на которых отмечен высокий риск пожаров, несчастных случаев, ущерба экологии или нарушений санэпидзаконодательства.
При этом запрет не распространяется визиты надзорных органов в связи с административными расследованиями по по статье 28.7 КоАП. Тем самым, представители ГИТ имеют право провести расследование при выявлении нарушений трудового законодательства. А для начала этой процедуры достаточно даже информации, указывающей на него, например, обращение сотрудника. При этом инспекторы также не обязаны уведомлять работодателя о проведении расследования и согласовывать его с прокуратурой. Допустим, Роструд может проводить мероприятия без какого-либо взаимодействия для проверки, как организация осуществила специальную оценку условий труда (СОУТ) и предоставила ее результаты.
Сотрудники инспекции не имеют право запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки. Так, плановые проверки будут проводится на основе специальных списков контрольных вопросов, следовательно, иные вопросы инспекторы задавать не могут. На сегодняшний день утверждено 133 чек-листа, с которыми можно ознакомиться в приказе Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.
Напомним, что плановые проверки госинспекция по труду проводит:
Внеплановые проверки будут ограничены рамками запроса сотрудника. При этом инспектор может проверить документы по вопросам занятости именно этого работника. При жалобе на нарушение прав был отправлен с пометкой о неразглашении имени сотрудника работодателю, что позволяет сделать статья 358 ТК РФ, тогда инспектор может проверить документы на нескольких работников.
И напоследок отметим, что есть одна хорошая новость: проверку можно упростить. Для этого стоит качественно подготовиться и удостовериться, что на вашем предприятии все в порядке. Эксперты Группы компаний «Атон» помогут в этом! Закажите аудит охраны труда и будьте готовы к проверкам